среда, 4 ноября 2009 г.

Предчувствие

Я никогда не считала и не пыталась подсчитать, в какой километраж могут уместиться мои путешествия. И сейчас не буду точно подсчитывать, хотя чисто технически это сделать совсем не сложно, понадобиться лишь какое-то время. А если приблизительно, то тысяч пятьдесят километров, думаю, наберется. Но почему-то нет пока в этих преодоленных расстояниях Испании.. Даже странно… Особенно если учесть, что во всевозможных рейтингах Испания значится, как наиболее посещаемая туристами страна Европы. Почему я в нее так до сих пор и не попала? А ведь раз десять могла туда съездить. Многие мои друзья там побывали неоднократно, я слушала их восторженные рассказы, но в очередной отпуск все же уезжала в другие страны. Вопрос, почему я до сих пор не была в Испании, не риторический, и мне вдруг стало интересно ответить на него самой себе.

Разве не интересна история этой страны? Интересна до невероятности! Я с ней довольно хорошо знакома. В ней столько сюжетов, что отделение исторических фильмов Голливуда (если бы такое существовало) могло бы обеспечить себя сценариями до скончания веков. Одна испанская инквизиция чего стоит… А вековое соперничество с Англией, а конкиста, а маврский период… Да Боже ж мой! Уйму времени и сил надо, чтобы перечислить хотя бы основные вехи. И хотя в истории Испании перемешалось добро и зло, честь и бесчестье, ужас и бесстрашие, ее изучение – наслаждение для любознательного и неравнодушного человека. Впрочем, история любой страны неоднозначна, потому что пишут ее победители, ведь побежденным явно не до того…

А природа? Я как-то случайно нащелкала по телеканалам документальный фильм о Пиренеях весной... От неброской красоты и уютности ландшафтов, созданных природой на сравнительно небольшом участке земли, по щеке в любую минуту готова была скатиться сентиментальная слеза умиления. Но ведь это только небольшая часть пейзажей, которые могут порадовать глаз путешественника. Даже не сомневаюсь в том, что прекрасны и Андалусия, и Каталония, и Севилья, и другие провинции. Мое воображение рисует их в белой пене цветущих апельсиновых деревьев, перламутровой зелени оливковых рощ, мягких очертаниях холмов, на которых разбросаны живописные деревушки, соединенные между собой пустынными дорогами в знойной летней дымке… Почему-то мне представляется, что над Испанией всегда безоблачное небо.
А живопись, литература? Тут просто нет и быть не может мало-мальски вразумительных слов. Сонм художников, писателей, поэтов жизни потратили на то, чтобы всеми доступными им способами рассказать об этой стране, ее увлекательном прошлом, о природе, о людях, которые, я не сомневаюсь, отличаются от других европейцев. Почему не сомневаюсь? Отчасти, я наслышана о них, отчасти просто чувствую это. Про архитектуру вообще лучше не говорить, я видела фотографии шедевров Гауди, дворцового комплекса Альгамбры, других великолепных построек, названий которых я не смогла запомнить. Сказка просто, не хватает лишь волшебных персонажей, которые, впрочем, с легкостью подбрасывает воображение, даже напрягаться не надо. Представляю, какие впечатления могут родиться от созерцания подобного, если окажешься по ту сторону фотоснимка или экрана телевизора…

А музыка? Это отдельный мир, с музыкой Испании и ее авторами, я знакома хорошо, тем более что знать и любить музыку можно и на расстоянии, даже никогда не бывая в стране, где она родилась. Но испанские гитары мне слышатся еще с детства. Если я думаю об Испании, они тут же начинают звучать где-то внутри меня: мелодично, призывно, волнующе… Я знаю, в чем тут дело. Будучи еще школьницей, в классе пятом, если не ошибаюсь, я прочитала строки Пушкина:

Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.

Вот взошла луна златая,
Тише... чу... гитары звон...
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.

Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!

Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.

Я тогда мало что поняла (особенно про зефир и эфир, да и названия такой реки я тогда не знала), но перед моими глазами, глазами еще ребенка, возникла такая яркая картинка, что помнится она мне до сих пор. Я не просто увидела ее, а все почувствовала. И страстную влюбленность молодого человека, и кокетливое смущение молодой красавицы, рожденной с умением завораживать и притягивать к себе мужчин, и очарование летней ночи, и воздух, насыщенный ароматом цветов… И, конечно, услышала музыку, без которой не было бы цельности картинки. Не так давно я побывала на концерте мадридского театра фламенко. Впечатления фантастические и совершенно непередаваемые. Фламенко – воплощенная чувственность, такая мощная, что зрители просто бесновались от восторга, независимо от возраста, пола и служебного положения. Думаю, что посоперничать с фламенко в смысле страсти, зажигательности и обнаженности чувств может только танго. И если Испания смогла дать миру фламенко, то что тут еще скажешь? Ведь только ей это оказалось под силу. А значит, она особенная. Не думаю, что всегда уместно облекать чувства и эмоциональные переживания, от которых замирает сердце, в слова. Вот сейчас такой случай. С фламенко. Помолчу лучше, а еще лучше – поеду в Испанию и увижу это действо еще хотя бы раз, на его исторической родине, где оно будет наверняка отличным от того, что я видела в театре.

А кухня? Гурманы со всех уголков бездонного интернета, просто вопиют о том, какие замечательные блюда можно попробовать в Испании, какие там бесподобные фрукты, вина, морепродукты. Честно говоря, кухня никогда не была для меня определяющим фактором в выборе маршрута путешествия. Но я с удовольствием отдаю ей должное, если она мне нравится. Из истинно испанских угощений я пробовала только хамон – копченое мясо особого приготовления. Он продается и у нас, но хамон бывает очень разного качества, и, безусловно, лучше есть это мясо опять-таки на его исторической родине. Друг моей юности, который живет в Испании много лет, говорит, что хамон – национальный испанский наркотик и обещал мне, что если я приеду в Испанию, то буду есть самый лучший его вариант. Уверена и в том, и другом. Друг мой, к счастью, относится к той немногочисленной группе людей, которые умеют сдерживать свои обещания. Так что не сомневаюсь, что он приобщит меня к испанскому «наркотику» очень быстро. И я не против.

Так почему же до сих пор я не была в Испании? Даже после того, что я написала, одновременно осмысляя написанное, это по-прежнему осталось непонятным для меня самой. Так что ответить на свой вопрос не получилось. Хотя все-таки есть один испанский город, который меня всегда притягивал, в котором мне всегда хотелось побывать, - Толедо. О нем я узнала из рассказа Эдгара По «Колодец и маятник», который, опять же, прочитала в далеком детстве, тайком от родителей, считающих подобные произведения слишком тяжелыми для восприятия ребенком. Но я и в том возрасте не терпела явного посягательства на свободу личности, и прочитала всего По от корки до корки. С тех пор периодически я думаю о Толедо, как о концентрате средневекового липкого ужаса. Мне кажется, что если я побываю в нем, мне удастся хоть немного приоткрыть для себя завесу тайны: почему после просвещенных, высокоразвитых и прекрасно обустроенных для своего времени цивилизаций Греции и Рима, Европу на сотни лет накрыло волной дремучести, суеверий, извращенной религиозности. Куда подевалось веселье, тяга к наслаждениям, жизнелюбие, желание познавать мир, свойственное грекам и римлянам? Почему с упадком их цивилизаций в человеческом обществе все изменилось до неузнаваемости? Насколько мне известно, историки до сих пор не могут прийти к общему мнению на этот счет. В одном я не сомневаюсь: жить в средние века было очень страшно. Во всех смыслах. Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что страх сопровождает человека во все времена, и история средневековья не становится по этой причине менее привлекательной. Так что в Толедо я хочу по-прежнему.

Думаю, что скоро я увижу не только этот город, который, конечно же, остался центром моего притяжения к Испании. Испанский маршрут уже составлен, время выбрано, остается надеяться, что больше между мной и Испанией не будет никаких преград. Я ни секунды не сомневаюсь, что она меня не разочарует. Говорят, для того, чтобы не разочароваться, не нужно позволять себе очаровываться. Но это выражение, скорее, применительно к людям. От всего прекрасного разнообразия, существующего в этом мире, разочарований быть не может. И мне приятно будет в который раз убедиться в этом. А сейчас я сдерживаю свое воображение, не позволяю себе представлять Испанию и жизнь в ней, не хочу забегать наперед, предвосхищая впечатления, которые я надеюсь получить. Думаю, стоит подождать, чтобы она мне открылась сама. У нее это получится лучше.

Вот только этот рассказ я не могу снабдить фотографией. Своих у меня пока нет, а чужих мне не надо. Так что буду терпеливой.

Last Minute Airfare - Looking for last minute airfares? Book now on CheapOair and
hit your dream destination without breaking the bank.