Вот прямо в сию секунду буквально разрываюсь на части - не знаю, с чего начать: с Тауэра, Национальной галереи, Вестминстерского аббатства или Британского музея… Может, продвигаться в алфавитном порядке? Тогда в начале очереди - Британский музей, впечатления о котором, в том числе полученные благодаря аудиогиду, я сейчас попытаюсь описать.
Но сначала маленькое отступление, которое сегодня никак нельзя назвать лирическим. На одном из интернет-сайтов я прочитала отзыв туриста, который написал, что Британский музей – это памятник воровству и грабежу и осуждал эти действия, как попирающие общепринятые нормы морали.
Ох уж эта мораль! Как мне не хочется на нее отвлекаться... Такое «пластилиновое» понятие, если посмотреть на него в историческом аспекте, лепи из него, что пожелаешь! Не зря Цицерон, выражая осуждение двуличных общественных порядков, так «взвыл» лет 2000 тому назад: «О времена, о нравы!», что эта фраза стала крылатой и до сих пор является прекрасным готовым шаблоном, если нужно выразить крайнюю степень негодования применительно к человеческим поступкам. Ну, не секрет же! Менялись времена, а с ними и моральные нормы: границы между принципиальностью и беспринципностью, совестью и бессовестностью, честью и бесчестьем (а по сути границы между понятиями добра и зла) сминались, перекраивались, передвигались, то в одну, то в другую стороны, а иногда и вообще стирались. Да что там исторический аспект! Выдерните сейчас наугад несколько человек, хоть прямо с улицы, задайте им вопрос, как они оценивают с точки зрения морали (или аморальности), например, смертную казнь или аборты, и даю сто очков против одного, что обязательно встретятся диаметрально противоположные мнения, причем, противоположные до драки. Так что не надо спешить ставить клейма и развешивать ярлыки, выражая свое отношение к чему-либо только словами «плохо» или «хорошо», правильно» или «неправильно». Почему-то многим из нас свойственно загонять себя в узкую колею этих слов, не выберешься… Еще более-менее понятно, если речь идет о молодых людях, использующих такие слова. Молодые люди в большинстве своем максималисты, им на первых порах простительно, но ведь и граждане в возрасте, у которых предполагается наличие жизненного опыта, часто грешат таким грубым подходом. Причем, всегда торопятся с гневным отрицанием осуждением, порицанием, а вот с пониманием, сочувствием и милосердием все больше медлят … А ведь оценивать людей или события, оперируя лишь словами «плохо» и «хорошо», все равно что извлекать соринку из глаза при помощи топора. Нелепо и малоэффективно, только урон нанести можно, а пользы никакой. Или попробовать нарисовать радугу, пользуясь только черной и белой краской. Не выйдет, правда же?
Но, не на шутку обидевшись за Британский музей, который неизвестный мне человек назвал памятником воровству и грабежу, я хочу защитить его, как смогу, музей то есть. И не нахожу ничего лучше, чем попробовать сделать это, используя отношение людей к убийству, как к физическому уничтожению одним человеком другого. Не надо спешить и удивляться, пожалуйста. У меня нет результатов специальных исследований по этому вопросу, не знаю, имеются ли они вообще у кого-нибудь. Есть лишь собственные соображения, вот их и выскажу. А для наглядности – в том самом историческом аспекте, который помогает взглянуть на любое явление наиболее объективно. Итак, убийство. С точки зрения современного уголовного законодательства, это, безусловно, тягчайшее преступление. Но представим, что вопрос об отношении к убийству мы имеем возможность задать нескольким историческим персонажам, например, жрецу из какой-нибудь Чичен-Итцы, древнеримскому патрицию, средневековому инквизитору и бравому европейскому дуэлянту из галантного XVII века.
Все эти люди, имеющие прямое отношение к умерщвлению людей, наверняка оскорбились бы, если бы их назвали убийцами. Дуэлянт сказал бы, что честь важнее жизни и поругание чести можно смыть только кровью. Инквизитор, если бы до него дошел смысл вопроса, немедля побежал бы в ближайший лес за хворостом для костра, чтобы впредь пресечь попытки любопытствовать на тему, отдающую ересью (ведь еретиков сжигали-то во имя веры, а в вопросе явно ересью попахивает). Патриций, приходящий на гладиаторские бои, как на работу, просто рассмеялся бы в лицо, а жрец из Чичен-Итцы, отдыхая после очередного жертвоприношения, вряд ли понял с первого раза, о чем вообще идет речь. Но если бы понял, то, скорее всего, обиделся бы и разразился гневной речью об острой необходимости человеческих жертвоприношений. Так что же, если подвести по убийство «идеологическую» базу, то оно перестает быть таковым?! Значит, можно его оправдать?!
А если вопрос об убийстве рассматривать в аспекте военных сражений, неважно какой эпохи… Вообще все шиворот-навыворот. Как-то сложилось, что военные всех времен, стран и народов изначально «договорились», что уничтожение врага на поле боя – вовсе не убийство, а доблесть и геройство. Что ж до правила «трех дней» на разграбление захваченной территории, которое прошло через века, то это вовсе не гнусное мародерство, а награда за ту самую доблесть… Но если спросить об отношении к этому правилу у тех, кого выгнали из дома, отобрали все и обрекли на голодную смерть (спасибо, что сразу не убили)? Легко предположить, что бы они ответили.
А Британский музей… Что ж, конечно, в нем масса бесценных экспонатов, вывезенных из колоний «бесплатно», как и из всевозможных военных кампаний. Но ведь практически у каждого музея с богатой экспозицией есть прошлое, свой «скелет в шкафу» который, возможно, с точки зрения рафинированных моралистов, неудобно демонстрировать. Но при этом не стоит забывать о том, что Британский музей пополнялся и другими способами. Многие экспонаты переданы музею в дар, завещаны, приобретены на аукционах за большие деньги. И при этом, замечу для тех, кто не знает: вход в Британский музей бесплатный для всех. Никаких ограничений, хоть живи в нем, правда, только в часы его работы. Похоже, те, кто это правило устанавливали, отдавали себе отчет в том, что в стенах музей демонстрируется достояние человечества, в той или иной мере принадлежащее всем нам. Так что не будем спешить крепить ярлык с надписью «памятник воровству и грабежу».. Что до меня, то я страшно благодарна всем причастным к созданию Британского музея людям, которые дали мне возможность посмотреть на мировую историю в деталях, собрав их под одной крышей. Ведь иначе и десяти жизней не хватило бы, да и денег тоже, чтобы объездить все страны, откуда «родом» эти сокровища, найти их, разбросанных по городам и весям. А в Британском музее они мирно соседствуют друг с другом, систематизированные по эпохам и странам, лежат тихонько и воплощают в себе достижения человечества. И каждый посетитель имеет возможность не только в буквальном смысле заглянуть в глубину веков, но и поразиться, глядя, на что способен человек и как далеко простираются его умения..
Туристу, который хоть немного интересуется историей, Британский музей без валерьянки посещать нельзя. Сразу надо настроиться, что придется несладко, в смысле, волнительно, зачастую - крайне волнительно. Иногда просто невозможно поверить своим глазам, ЧТО предстает перед ними. Я думаю, у каждого посетившего музей, сформируются личные переживания и впечатления от увиденного. Кто-то долго будет приходить в себя от впечатлений после посещения египетского зала, кто-то от греческого, ассирийского, римского. Кого-то поразят этнографические экспозиции, в которых собраны предметы прикладного искусства разных стран и континентов, а кто-то проведет все время до закрытия музея, рассматривая монеты (нумизматам-коллекционерам в монетный зал заходить надолго вредно для здоровья) или старинные книги… И у меня есть любимые экспонаты. Когда я вспоминаю Британский музей, то у меня перед глазами сразу возникают ассирийский барельеф, изображающий военные сцены, скульптура китайского мудреца (это я его так про себя называю), зал часов и доисторические каменные орудия.
Ассирийцам я простила даже безжалостную охоту на львов, которая запечатлена на одном из барельефов. За красоту. Не знаю, использовали ли при изготовлении этих произведений искусства лица реальных людей, может, в жизни таких красавцев и не было, но на барельефах воинов изобразили такими, что женское сердце не в силах долго вынести созерцания сочетания обаяния, силы и мужественной красоты. Заставляешь себя уйти. Из музея ведь выйти придется, а на улице такие экземпляры на каждом углу не встречаются… Вот и нечего привыкать. Жаль, что эта многочисленный в древности народ почти растворился во времени… Как-то я ехала в такси с очень разговорчивым водителем, который буквально сразу, уж не знаю зачем, сказал, что он представитель одного из малочисленных народов, но с очень древней историей (народ, конечно, а не таксист) – ассирийцев. Честно признаться, ассирийцы из Британского музея выглядели куда привлекательнее.
Китайский мудрец тоже единственный в своем роде, мимо него не пройдешь. Я возвращалась к нему несколько раз. Как же описать ощущения, когда на него смотришь… Если коротко, то так может выглядеть человек, довольный жизнью и умеющий ею наслаждаться. Смотришь на него и чувствуешь – оптимизма прибавляется. Про зал, в котором были представлены часы всех мыслимых и немыслимых форм и размеров, украшенные почти как произведения ювелирного искусства, ничего не могу сказать, слов опять не хватает. Видеть надо это великолепие, которое еще и работает к тому же. После этого зала нам с подругой срочно понадобилось выйти покурить, что мы сделали в гробовом молчании, и не сговариваясь. Британский музей имеет такую особенность: взрывает вам мозги и надо время, чтобы снова собрать их в кучу и вернуться в адекватное состояние.
А каменные орудия – скребки, ножи, резаки, рубила, наконечники для стрел… Впервые я рассмотрела их «живьем», до момента посещения Британского музея видела подобное только на фотографиях в книгах. Но на фотографиях они выглядели, как камни, обломанные силами природы, трудно было поверить, что к ним прикасалась рука человека. А в музее – все иначе. Сразу видно, что эти примитивные на первый взгляд орудия труда - настоящие шедевры каменного века, извлеченные из таких глубин истории, что даже трудно постичь эту гигантскую удаленность от современности, и никак не удается сообразить, сколько же прошло времени с того дня, как первобытный человек их создал. Да, именно создал, потому что предметы эти совершенны. Уверена, что труд на их изготовление, потраченный неизвестными древними умельцами десятки тысяч лет назад, сопоставим с трудом, который современный человек вкладывает, например, в изготовление автомобиля.
И еще: пробежать за пару часов по музею, этому историческому «Клондайку», и осмотреть его, не стоит и пытаться. Это просто не-воз-мож-но!!! Поэтому если время ограничено, то лучше подготовиться к его посещению заранее. Выбрать только те исторические направления, которые вас интересуют. Или взять аудиогид. Аудиогид на русском языке (в отличие от аудиогидов на других европейских языках) стал предлагаться в музее очень недавно. В 2006 году, например, его еще не было. И только о немногих экспонатах он рассказывает (пока немногих). Но поскольку экспонатов огромное количество, то для первого посещения этого вполне достаточно, поскольку аудиогид «проводит» экскурсию по самым знаковым местам. И, снова повторюсь, что впечатления просто захлестывают воображение и превосходят ожидания, даже самые смелые.
Так что приятной всем прогулки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий