понедельник, 10 августа 2009 г.

Британская железная дорога


Я решила отойти от правила описания лондонских достопримечательностей в алфавитном порядке, которое я вздумала сама себе установить, начав в прошлый раз с Британского музея. В жизни и так столько ограничений, которые приходится учитывать ежедневно. К тому же многие из них мы сами себе и устраиваем. Вот почему-то не хочется мне сегодня соблюдать никакие правила… В общем, Тауэр, Вестминстерское аббатство и Национальную галерею пока оставлю. Я их нежно люблю, провела в них немало приятных, да что там говорить, восхитительных часов (особенно в галерее), но ведь все воспоминания со мной, они никуда не денутся, так что переключусь сегодня на совсем другой объект, который также достоин быть описанным, уж не сомневайтесь. У меня сомнений – ни малейших.

Если вас интересует лишь получение банальной услуги пассажирской перевозки, не важно куда – в пригород Лондона или на более дальнее расстояние, ничего захватывающего и умопомрачительного на британской железной дороге вы не увидите (хотя, конечно, в поездах очень комфортно, удобно, и отправляются они строго по расписанию – нам ни разу не удалось «подловить» ни одного опоздания хоть на минуту).. Но в целом.. Шпалы, рельсы, вагоны, перестук колес. Но стоит посмотреть повнимательней, начиная прямо с лондонских вокзалов (как сделали мы с моей подругой), и впечатлений хватит на несколько отдельных рассказов. А нам довелось попасть еще и в одну железнодорожную историю (маленькая ремарка: попасть, а не вляпаться), которая оставила яркий след в памяти. Но обо все по порядку.

Предваряя свой рассказ, я прошу тех, кто прочтет его, сделать скидку на важное обстоятельство. Я уже на раз говорила, что путешествуя по Европе, в том числе и по Британии, постоянно провожу параллели со своей родиной. Это не специально, они сами проводятся: как у НАС, и как у НИХ, за рубежом то есть. Все мои соотечественники, а также ближайшие географические соседи – граждане стран бывшего СССР, прекрасно осведомлены о состоянии наших железных дорог, поездов и вокзалов. Мне не хочется быть уличенной в отсутствии патриотизма, впрочем, это мое личное дело, и я оправдываться не хочу и не буду. Но, как ни крути, а наши отечественные железные дороги даже рядом не стояли (не лежали, не сидели и не бежали) рядом с британскими. Ни по каким параметрам. Не буду углубляться в железнодорожную «историю» Британии, не всем это интересно, но, к слову, если кому-то доведется побывать в Йорке – уникальном во всех смыслах городе, без которого невозможно представить историю Англии, очень рекомендую заглянуть и в Национальный музей железных дорог, который не оставляет равнодушным никого, ни взрослых, ни детей, поскольку он - единственный в своем роде. Хотя в Йорке столько всего интересного! Вот вдруг не к месту вспомнила о знаменитом йоркширском пудинге (у меня была просто идея фикс его попробовать)… Ела его «мясной» вариант - очень вкусно. Как-то память сегодня странно работает.. Я же хотела о железной дороге писать, а тут вдруг пудинг этот нарисовался: сочный и мягкий внутри, с аппетитной корочкой снаружи, сдобренный разными пряностями, всех и не угадаешь... Как замечательно он (горячий) идет под темное пиво, когда сидишь в каком-нибудь уютном местечке, а на улице дождик и прохладно… А когда пудинг и пиво мягко улягутся и в желудке сделается благостно от приятной сытости, а спешить некуда и даешь отдых ногам, то попозже можно выпить ароматнейшего чаю, да не «пустого», а с вкуснейшей выпечкой… ПрЭлесть просто. Не знаю, почему многие ругают британскую кухню. Мне, как туристу, которому надо немного - в промежутках между прогулками и экскурсиями быстро и качественно утолить голод, она, простая и сытная, подходит, как нельзя лучше. Правда, озабоченным стройностью дамам увлекаться пудингами, сэндвичами и выпечкой, наверное, не стоит, иначе – прощай, фигура, здравствуй, формы! Впрочем, мы с подругой совершенно не впечатлялись на этот счет, поскольку ежедневно «наматывали» не менее 10 км пешком, а то и больше, сводя на нет поглощенные калории.

А погурманить – это во Францию, там можно изощряться в гастрономическом роскошестве, да и то лишь в заведениях «не туристических», а в тех, куда сами французы захаживают. Но это я отвлеклась. А меня ведь британская железная дорога ждет.

Мы с подругой много раз пользовались ее услугами, и наши впечатления сформировались, если можно так выразиться, в несколько отдельных разделов. И повторюсь, мой рассказ предназначен, прежде всего, для наших, постсоветских туристов, которые в Британии еще не были, и железнодорожный опыт у них исключительно «родной», т.е. получен на вокзалах и в поездах у себя на родине, а значит, опыт не из приятных. Итак, вокзалы. В Лондоне только крупных вокзалов больше десятка. В первый свой приезд в Лондон, когда мы решили выезжать и за пределы города, возникла первая трудность – надо было узнать, с каких вокзалов уходят поезда в Кентерберри, Хэмптон-Корт и Виндзор. Ближайший к нашей гостинице был Паддингтонский вокзал, и именно здесь мы получили первые впечатления. Во-первых, даже если ваш английский корявый, но читать с горем пополам вы умеете, то и такого английского достаточно: везде масса информации – и на табло, и в маленьких брошюрках, которые повсюду разложены (по направлениям движения поездов). Но мы подрастерялись немного и стали беспомощно оглядываться в поисках справочного бюро. Они тоже есть. Но поскольку многие лондонские вокзалы очень большие, то справочное бюро можно увидеть не сразу. Тем более, вокруг очень много отвлекающих глаз объектов – магазинов, например.

Кстати, британцы, как я уже как-то упоминала, люди особые. Одна из особенностей состоит в том, что вы обнаруживаете, что вас вообще никто не замечает, и что даже находясь в толпе, вы пребываете в полном одиночестве. Но такое поведение местных жителей объясняется легко – да просто никто не хочет вас беспокоить (даже пристальным взглядом никто не посмотрит), чтобы, не дай Бог, не вмешаться в вашу частную жизнь и не вторгнуться на вашу личную территорию. Уважая свою частную жизнь, они с не меньшим уважением относятся и к чужой. Но стоит только вам начать беспомощно оглядываться на окружающих с увлажненными от растерянности глазами потерявшейся собаки, к вам тут же подойдут и предложат помощь. Эту национальную черту характера замечательно описал в «Корнях дуба» В. Овчинников, а мы с подругой испытали ее на себе, причем, неоднократно, хотя цели провести подобный эксперимент заранее не ставили. Умиляет эта черта невообразимо! А ведь бытует мнение, что британцы – люди высокомерные. Неправда это. Добрые и отзывчивые, ненавязчивые просто.

А в Паддингтоне, если честно, но мы не очень-то и растерялись. Но небольшая напряженность на наших лицах, наверное, читалась, потому что как только мы стали оглядываться, на нас немедленно среагировали. Было неожиданно и приятно, что и говорить, почувствовать внимание и конструктивную заботу. Кстати, на всех лондонских вокзалах есть представители британских ж/д компаний, одетые для всеобщего узнавания в яркую униформу, к которым можно подойти и задать любой интересующий вопрос. Вам обязательно ответят, причем, квалифицированно, быстро (все эти служащие имеют при себе портативные компьютеры) и не гнусавым голосом, глотая буквы, а внятным, и с улыбкой в придачу.

На Паддингтонском вокзале мы получили еще один полезный опыт. Уже при покупке билетов в кассах. Сразу бросается в глаза обустройство возможной очереди, чего во многих других странах не встретишь (этот прием встречается повсеместно, и не только на вокзалах). К ряду многочисленных касс ведет дорожка-«лабиринт», ограниченная широкой лентой. Почему лабиринт? А потому-что она петляет, иначе эта дорожка пересекала бы весь вокзал от самого входа. На определенных промежутках вдоль дорожки стоят таблички, на которых написано: «15 минут», «10 минут», «5 минут». Это значит, что от этих мест до касс стоять в очереди примерно столько времени, сколько обозначено на конкретной табличке. Дорожка заканчивается не у самых касс, а на определенном расстоянии, и здесь надо смотреть на табло, на котором загораются цифры с номерами освободившихся кассиров. И когда подходишь к окошку, то остаешься с кассиром один на один, и можно не только купить билет, но и получить любую консультацию на железнодорожную тематику. Никто сзади не дышит в спину, не торопит, не протискивается со словами: «Мне только спросить, я на минуточку!» или «А вас тут вообще не стояло». В общем, какое-то время (и вы это время определяете сами) кассир ваш и только ваш. И сколько бы вы его не мытарили выяснениям вопросов о стоимости билетов, направлениях поездов, нужных вам остановках и проч., никакого раздражения он не выкажет. В Паддингтоне мне «достался» индус в белоснежной чалме и с такой красивой белоснежной улыбкой, что было понятно, что еще ни один стоматолог не успел поковыряться у него во рту. У кассы я провела минут 15 (не только покупала билеты, но и узнавала интересующие меня подробности о пригородных поездках) и, честно признаться, хотела бы я такого обслуживания у меня на родине. Подруга меня ждала неподалеку и окликнула по имени, спрашивая, чего я там застряла. Я как раз все сделала и уже направилась к ней. Как вдруг кассир тоже окликнул меня по имени, помахал рукой и пожелал приятного путешествия. А ведь я терзала его вопросами на скверном английском четверть часа.. Конечно, я не утверждаю, что каждого пассажира на лондонских вокзалах окликают по имени и желают счастливого пути. Возможно, «моего» кассира позабавила моя дотошность, с которой я его расспрашивала или рассмешил мой английский, или из моих глаз еще не исчезло выражение растерянности.. Не знаю..

Еще одно обстоятельство не прошло мимо нашего внимания. На лондонских вокзалах нет залов ожидания. Мы вообще не представляли, как такое может быть. Ну как же без него (без зала, то есть), этого неуютного помещения, где спят помятые пассажиры, едят, пьют пиво, по углам свалены в кучи узлы и чемоданы, а в воздухе витают «вокзальные ароматы» мест общего пользования.. Забавно, что на наших вокзалах появились платные «VIP –залы». И смех, и слезы… Людей поменьше, и залы почище, но запах тот же, не выветривается. В лондонских вокзалах в залах ожидания просто нет необходимости, поскольку между отправлениями поездов очень короткие временные промежутки, а билеты продаются не на конкретный поезд, а на направление. Опоздал на ближайший – не беда, полчаса до следующего можно скоротать в одном из бесчисленных кафе или прогуляться по магазинам.

А теперь о той железнодорожной истории, в которую мы попали и о которой я упомянула в самом начале.. Дело было на вокзале Юстон. Поскольку мы вылетали домой не из Лондона, а из Бирмингема, то до него нужно было добраться. И оптимальный вариант, был, конечно же, поезд. Мы, как закаленные отечественным железнодорожным сообщением люди, приехали на вокзал за пару дней, чтобы выяснить расписание поездов на Бирмингем и купить билеты. При этом билеты нам нужны был в один конец, а это всегда дороже, чем если покупаешь билеты в оба конца. Отпуск завершался, денег уже было немного, и мы решили сравнить цены на билет до Бирмингема в один конец и до Бирмингема и обратно до Лондона, пытаясь сэкономить. Поскольку мой английский оставляет желать лучшего, то служащему ж/д компании, к которому я обратилась с вопросом, было трудно меня понять. Он переспрашивал, я, силясь подобрать нужные слова, еще больше запутывалась, в общем разговор перешел в стадию тотального непонимания, и я расстроилась. Ну и в моих глазах, наверное, автоматически возникло выражение глаз той самой потерявшейся собаки. И это опять сработало! Служащий – мужчина средних лет и приятной наружности, спросил, из какой страны мадам. Мадам, то есть, я, запинаясь, ответила, из Украины, но говорю по-русски. Тогда этот человек молча взял меня за руку и повел спасать. Оказывается, ему было известно, что одна из кассиров Юстона была родом из Прибалтики – милая молодая девушка Алина (мы с ней, конечно же, познакомились), хорошо говорящая по-русски тоже. Он передал нас с подругой в ее заботливые руки, выразил надежду, что нас здесь поймут, всячески приветят и ушел по своим делам. Я коротко объяснила, в чем дело, что нужен билет до Бирмингема в один конец и не очень дорогой. Алина, мгновенно прониклась ситуацией и предложила очень дешевый (в четыре раза дешевле обычного, но без потери качества поездки) билет в скоростном поезде. Оказывается, ж/д компании на небольшую часть билетов делают огромные скидки в рекламных целях. Но, смутившись, пояснила, что скидка сопряжена с огромным неудобством – билеты продаются на конкретный поезд и (о ужас!) на конкретные места. То есть мы лишены права выбора и должны так строить свои планы, чтобы не опоздать, иначе на следующий поезд до Бирмингема этот билет будет недействительным. Мы с подругой не смогли сдержать смех, а потом, отсмеявшись, не могли внятно объяснить Алине причину веселья. Да у нас дома и не бывает иначе – билет лишь на конкретный поезд, с конкретным местом, а о праве выбора вообще речь не идет. Спасибо, если вообще билет есть в продаже на нужную дату. Но удача улыбнулась нам не во весь рот, а одарила лишь полуулыбкой… Оказалось, что на день нашего отъезда из Лондона объявлена забастовка железнодорожников, и поезд идет только до Регби, где нужно выйти и пересесть на автобус, который бесплатно предоставляет железнодорожная компания (ее ведь работники бастуют, а пассажиры ни при чем). Мы тут же забеспокоились, а что если автобуса не будет, как нам потом быть, куда бежать и кого и о чем спрашивать. Алина сначала не поняла вопроса. Мы его повторили два раза! Когда девушка наконец-то поняла, то настала ее очередь веселиться. Оказывается, мы задали очень смешной вопрос! Нам было сказано, что отсутствия запланированного автобуса просто не может быть, поскольку такого просто быть не может. Забегая наперед, скажу, что автобус (и очень комфортабельный) действительно был, и не один - на случай, если кто-то опоздал на него или вышел не на нужную сторону вокзала в Регби. Мало того, еще на перроне и около него служащие ж/д компании встречали пассажиров, направляющихся в Бирмингем, и «под белы руки» препровождали к автобусам. Так что доехали мы прекрасно.

А с Юстона уходили успокоенные, довольные и снова впечатленные. Людей было немного, и нас с подругой увидел тот самый «спасатель», который нашел нам русскоговорящего кассира. Подошел, спросил, все ли в порядке, опять же, пожелал счастливого пути… Я извлекла из своего скудного словарного запаса все выражения благодарности, которых мне показалось мало, чтобы выразить признательность. Хорошо, что глаза часто могут быть красноречивее слов. Уверена, что этот человек меня прекрасно понял.

Как все-таки мы отличаемся, я имею в виду НАС и ИХ, людей, живущих в цивилизованной Европе… Мы почему летели домой из Бирмингема (да и по прилету в Британию в Лондон тоже добирались из этого города)… Одна из наших отечественных авиакомпаний, весьма солидная, в 2006 году открыла прямые рейсы на Бирмингем. И билеты на один из первых рейсов в целях рекламы были очень дешевые. При этом было обещано, что из Бирмингема туристов, направляющихся в Лондон, а в день возвращения домой -обратно до Бирмингема, доставит автобус. Мы, наивные, поверили, а напрасно. По прилету в Бирмингем оказалось, что представителя нашей авиакомпании нет на месте. В справочной службе аэропорта о трансфере до Лондона никто ничего не знал, автобус, конечно же, отсутствовал, а значит, надо было добираться самостоятельно. Но когда мы объяснили суть дела, то за счет аэропорта нам заказали такси, которое за час домчало нас прямо до гостиницы. Люди поверили нам на слово и загладили чужую оплошность. Вот так. В общем, без комментариев. Понятно, что обратно в Бирмингем мы решили добираться самостоятельно, не надеясь на заранее обещанный автобус. Потому что невозможно доверять тем, кто хоть один раз обманул. Мы и не доверились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий