четверг, 17 сентября 2009 г.

Заглянуть за горизонт…


Очень часто в разных контекстах мы и сами говорим и слышим: «Да если бы мне кто-нибудь еще год назад (промежутки времени у каждого разные) сказал, что я … (тут вариантов миллионы), ни за что бы не поверил!» Вот и я также, не могу удержаться от этой затертой фразы и говорю: «Если бы еще полгода назад мне кто-нибудь сказал, что я совершу путешествие в Западную Канаду, на тот самый дикий-дикий, просто дичайший запад, ни за что бы не поверила». И, тем не менее, я там побывала, домой вернулась буквально неделю назад.
Ну что сказать? Во-первых, в двух словах не получится. Во-вторых, как ни странно, я чувствую себя предательницей по отношению к Европе, которую Западная Канада вытеснила из моего сердца почти мгновенно, надеюсь, что временно: должно же там все устаканиться и упорядочиться. Европа ведь ни в чем не виновата, я ее по-прежнему хочу любить и восхищаться ею. И наверняка буду. Но пока все мои мысли там, на берегу Тихого океана, в Скалистых горах, среди озер такого цвета, что нужно быть Моне, Верещагиным и Айвазовским в одном лице, чтобы передать эти изумрудные, бирюзовые, аквамариновые краски. А я – точно не они…А уж словами описать – вообще нереально. И невероятная девственная природа – лишь часть того, что я увидела. Она роскошна даже в своей скромности. Были еще и города – Эдмонтон, Калгари и Ванкувер - современные мегаполисы, вкрапленные в эту природу, причем органично до невероятности, были встречи с людьми, случайные и не случайные, наблюдения за укладом жизни, который совсем не такой, как в Европе…
На пути домой, во время длинного, 15-ти часового перелета я пыталась начать подбирать слова для описания своего путешествия, но мало преуспела в этом. Слова подбирались плохо, да и сейчас я чувствую себя косноязычно, как если бы я только начала изучать иностранный язык, а меня попросили бы сделать доклад на нем перед большой аудиторией.. Но ничего, начну, как получается.
Я давно заметила, что мне легче выражать свои чувства, возникающие под воздействием впечатлений, с помощью метафор, аналогий и прочих прикладных языковых инструментов. Вот и сейчас попробую, чтобы было понято хоть немного, о чем я.
Представьте, что всю свою жизнь вы считали себя кем-то вроде хомячка, который живет в своем удобном, уютном и милом сердцу мире, и постоянно озабочен поддержанием комфорта и безопасности. Периодически вы выходите за его пределы, чтобы пополнить запасы пищи, других необходимых для жизни вещей, гуляете неподалеку от дома, что и для здоровья полезно, да и эстетические удовольствия от созерцания окружающей среды вам не чужды. Рядом точно также живут ваши друзья и родственники, и эта обстановка такая привычная и удобная для вас, что вы и не подозреваете, что может быть по-другому. Но в один прекрасный день в вас просыпается невесть откуда взявшееся любопытство, и вы неожиданно даже для себя решаетесь удалиться от своего дома на более длинное расстояние и с удивлением обнаруживаете, что за пределами вашей вчерашней досягаемости лежит невероятно огромный мир, масштабы которого вы просто не представляли. У вас захватывает дух от простора, мощи, которые не хотят помещаться в ваше сознание, хотя хомячок вы вполне образованный, начитанный и интеллектуально развитый. Но и это еще не все. Преодолев силу притяжения вашего дома, вы четко понимаете, что вы вовсе не хомячок, что вас кто-то обманул или вы сами обманывались. На самом деле вы – Птица! И вам по плечу преодоление таких расстояний, что цифр, их отражающих, вы даже не понимаете. И еще: вы четко знаете, что больше никогда вы не сможете иначе, что возвращение в привычную тесноту, а по сути, в клетку невыносимо для вас, разве только на короткое время, чтобы накопить ресурсы для нового полета. Но дверь в этой клетке у вас всегда будет приоткрыта, чтобы в любую подходящую минуту беспрепятственно вылететь снова.
Не знаю, удалось ли мне внятно выразиться, хотя я очень надеюсь, что хоть частично, но удалось.
Я не буду рассказывать, как и почему возникла идея такого далекого путешествия, да и возникла она не у меня. Меня просто подтолкнули к этому, и я просто невыразимо счастлива, что так случилось.
Первое мощное впечатление – трансатлантический перелет. Рейс Киев – Франфуркт, который его предварял, показался загородной прогулкой по сравнению с ним. Я очень боюсь летать, это необъяснимый страх высоты, о котором мне не стыдно говорить, поскольку я не одинока – навалом людей, разделяющих мой страх. Авиакомпания Эйр Канада, которая подхватила нас во Франкфурте – выше всяких похвал. Но описывать удобства перелета не имеет смысла, не в этом дело. Просто люди хорошо умеют выполнять свою работу, и это – норма, а не из ряда вон выходящее событие. А вот огромные аэробусы, которые используются для перелетов через Атлантику, я увидела вживую впервые. Нежно-зеленые, с красным кленовым листом на хвосте, они были первыми предвестниками путешествия на край земли – и это в буквальном смысле. Ну куда дальше можно улететь из Европы в Северном полушарии? Да никуда. Но все равно соображалось плохо – соотнести свое место жительства с местом будущего прибытия никак не получалось. И еще странное поведение времени. Вообще-то ничего странного, мы летели вместе с солнцем, и, благодаря огромной скорости, опережая время. Хорошо, что благодаря Эйнштейну и его теории относительности мы имеем возможность сомневаться даже в таблице умножения… Но относительность применительно ко времени – забавная штука. При перелете с востока на запад оно ужимается, и часы просто в растерянности – не понимают, что им показывать. Из Киева мы вылетели в 5 утра, преодолели 10 часовых поясов и в пункте нашего прибытия – Эдмонтоне – столице провинции Альберта, оказались в 5 часов пополудни. Это по часам. А на самом деле перелет с двумя пересадками занял почти сутки. Но это не единственный временной сюрприз. Не буду забегать наперед, расскажу об этом позже.
Во время трансатлантического перелета многие пассажиры, особенно те, для кого он был не первым, спали, читали, смотрели телевизор, а я, для которой этот перелет явился событием, следила за ним по интерактивной карте. Очень удобно – видишь курс движения самолета и прочую интересную информацию о перелете. Нет, я не сидела, тупо уставившись в монитор все 8 часов. Меня обуревали самые разные мысли, которые толклись в голове, мешая друг другу. Например, я думала о том, насколько смелыми были люди лет 500 назад, когда на утлых суденышках, иначе не назовешь их корабли, решались пересечь Атлантику. Без оборудования, имея обычно только компас и звездное небо над головой, да еще паруса.. Современный человек, мне кажется, уже не способен на такую отчаянную смелость. Не знаю, что гнало тех людей в дальний, многомесячный путь. Когда я училась в школе, на уроках географии учительница рассказывала, что для Колумба побудительным мотивом был научный интерес – хотел проверить, действительно ли земля круглая. То есть он был в этом убежден, но нужен был еще и эксперимент. Сейчас общеизвестно, что Колумбом двигал коммерческий мотив – все знают, что он, бедняжка, собрался в Индию за пряностями, а значит, за деньгами. Нормальное человеческое желание, к которому глупо подходить с оценкой. Все хотят денег и возможностей, которые дает обладание ими… А Колумб еще и прославился, да еще и как. Америку-то все пришлось открывать! Великолепный побочный эффект предприятия, которое было задумано с предпринимательской целью. Ведь никто не знает, как бы развивалось человечество, если бы Колумб не пустился в путь в конце 15 века, и Америку открыл кто-нибудь другой и лет через 100 или 200. А ведь и такое могло быть. Но история не терпит сослагательного наклонения и что было бы, если бы …, нам узнать не дано. Или Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие… Ведь именно он назвал Тихий океан Тихим, пусть и ошибочно, как оказалось. Но океан показался Магеллану именно Тихим, и так и останется навеки таким на географических картах. Когда я думаю об этом, у меня, как у той вороны из басни «в зобу спирает дыхание»: человек вот так запросто дает имя океану и какому! Нет, не умещается это в голове, особенно когда стоишь на его берегу и перед тобой такая масса воды, что понять невозможно. Чувствуешь себя даже не пылинкой, а объектиком, который можно рассмотреть лишь в электронный микроскоп. Но осознание этого неоспоримого факта совершенно не унижает – природе не свойственно вызывать такие чувства, на это лишь люди большие мастера. Но почувствовать свою (не побоюсь этого слова) ничтожность перед грандиозностью природы полезно многим, особенно тем, кто думает, что человек – ее царь. Смех один с этими «царями»! Куда деваются все царские понты, если вдруг случается стихийное бедствие? Даже в выпусках новостей смотреть страшно, а уж пережить какое-нибудь землетрясение или оказаться поблизости от проснувшегося вулкана… Не дай Бог! Я уверена, что у природы масса возможностей, чтобы указать человеку на его место. Вот только плохой он ученик.
Когда я думаю, что сразу помогло мне понять, что я на американском континенте – это масштабы. Причем, огромные просторы, порождают «гигантоманию» и у людей. Там все большое: очень широкие дороги, большие машины (легковые в том числе), большие, т.е. очень высокие дома, да даже кровати в гостиницах. Мы жили в четырех разных местах, и везде поражались величине этих кроватей. Даже не совсем понятно, зачем такие огромные. В Европе кровать, рассчитанную по канадским меркам на одного человека, в большинстве гостиниц не найдешь. Но спать было удобно.
Я оставлю описание своих воспоминаний ненадолго, поскольку есть масса других дел, а сегодня в заключение скажу лишь, что если собрать все природные красоты Европы и умножить в 100 раз, то только тогда получится Западная Канада, особенно ее лучшая и контрастнейшая провинция - Британская Колумбия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий