вторник, 29 сентября 2009 г.

В саду у Дженни Бутчарт

Иногда я думаю, что любую группу людей можно по разным признакам разделить на несколько подгрупп, как минимум, на две. Например, тех, кто пишет правой рукой и тех, кто делает это левой. На сов и жаворонков, автомобилистов и пешеходов, на любителей получать кофе в постель и ярых противников этого «романтического» действа, на тех, кто любит слезоточивые сериалы и кто их на дух не переносит… И так можно продолжать до бесконечности. А уж как можно кроить и перекраивать все человечество во всей его массе! Например, нас часто в разных, особенно политических, контекстах делят по цвету кожи, вероисповеданию, приверженности к тому или иному общественному строю и так далее и тому подобное. Такие разделения обычно ни к чему хорошему не приводят. А вот к столкновениям, конфликтам и войнам – запросто. И вся мировая история тому подтверждение.

Впрочем, вспомнив о признаках, разделяющих нас, людей, я хотела бы упомянуть лишь об одном из них, который имеет непосредс

твенное отношение к тому, что я задумала написать прямо сейчас. Если говорить о способе восприятия окружающего нас мира, то я уверена, что всех людей на земле можно условно разделить всего на две группы: на тех, кто в луже видит только грязную воду и на тех, кто в этой грязной воде видит отражение луны. Вот так, ни больше, ни меньше. Про лужу – это общеизвестная метафора, но все, что за этим стоит, наполнено для меня глубоким смыслом, и все дальнейшие слова будут только мои.

…В самом начале прошлого века в Западной Канаде, а точнее, на острове Ванкувер, преуспевающий промышленник Роберт Бутчарт занялся производством цемента, предвидя строительный бум в этих местах, который случился, как он прозорливо и предполагал. Сырье для производства цемента добывалось открытым способом, в карьере. Со временем карьер был выработан, а удачливый предприниматель сделал на цементе приличное состояние. Но карьер остался и после выработки имел вид сырой и грязной серой ямы.

У Роберта была жена, Дженни, и она явно принадлежала к тем людям, которые как раз видят в луже отражение луны, а не мутную воду. Сомнений просто не может быть. Иначе как объяснить, что эта необыкновенная женщина «рассмотрела» в зияющей мертвой каменоломне кусочек будущего рая, который сейчас видят все, кто сюда приезжает? Про рай, может, и сильно сказано, но ведь настоящий рай никто не видел, а представления о нем есть у многих. В моем представлении рай - это оазис концентрированной природной красоты, которая способна проникнуть даже в каменном сердце и быстро произвести там переоценку жизненных ценностей. В прошлом году я была в Южной Италии и когда ездила по Амальфитанскому побережью, то была уверена, что если рай существует, он должен выглядеть только так и не иначе. Теперь, после путешествия в Канаду, я думаю, что увиденное мною в прошлом году – лишь преддверие рая. А сам он для меня теперь выглядит так, как тот небольшой участок земли, который Дженни Бутчарт превратила в рай, причем, полностью рукотворный. На месте карьера она разбила сад. И какой!!! В Европе много садов и парков. Их мною видано-перевидано. И во Франции, и в Италии, и в Швейцарии, и, конечно же, в Англии. Только слепой не заметит, что за всем великолепием этих садов стоит многовековая культура возделывания растений, целые отрасли разных наук, практические умения и навыки, передающиеся из поколения в поколение, огромная любовь и ежедневная забота многих и многих людей.

Я помню все европейские сады и парки, которые мне встречались, помню свой восторг и восхищение, помню, как от молчаливого созерцания прекрасных ландшафтов удесятерялись силы и обновлялись чувства… Помню все… Но! Сад Дженни Бутчарт – лучший из садов, которые я видела в своей жизни…

Этой женщины давно нет среди живых, садами семьи управляют уже ее правнуки и праправнуки, но я уверена, что память об этой необыкновенной женщине сохранится на века, пока существует ее сад. А запустение этому саду не грозит, про забвение и говорить нечего. Сначала это был действительно семейный сад, да еще друзья навещали Дженни и Роберта, а сейчас ежегодно сюда приезжает несколько миллионов человек, сад открыт круглый год и круглый год здесь красиво. Красиво… Так красиво, что хочется себя ущипнуть – не сон ли это. Даже если бы я хотела преувеличить - ничего у меня не получится. Хорошо, что сад был полон людей, когда я была в нем. Хотя я не люблю многолюдные толпы, очень не люблю. Но даже боюсь представить, чтобы со мной было, если бы я находилась в нем одна. Но присутствие людей, которые ходили, как и я, с ошарашенным и пораженным видом, совершенно не следя за удивленными (а часто глуповатыми от смешения чувств) выражениями своих лиц, было очень кстати. Хотя бы потому, что мне удалось сохранить остатки самообладания.

Если бы мне в те несколько часов, проведенных в саду Бутчарт, кто-нибудь предложил в нем остаться и поработать распоследним помощником самого младшего садовника и только за еду, я бы осталась, не раздумывая. И Бог с ней, с работой на родине, налаженным бытом, определенным статусом, все это было мне в тот момент совершенно не важно. Я судорожно думала, где набраться сил, чтобы уйти из этого сада.. Понимала, что ведь все равно придется уходить. И если бы можно было остановить время, я бы его остановила. Потому что отчетливо осознала, что в повседневной жизни мне не хватает красоты, которую можно видеть ежедневно, а не периодически. Причем, именно цветущей красоты сада.

Это ведь только кажется, что человеку много нужно. А если хорошо подумать, то это совсем не так.. Если обостряются самые насущные потребности, но только если действительно обостряются, то даже закоренелый сноб становится нормальным человеком. Если он по-настоящему голоден, то предпочтет хлеб лучшему пирожному, если замерз – будет рад согреть руки у костра, а не тратить время на поиски места у роскошного камина, а если в пути его застанет дождь, то подойдет и первый попавшийся ветхий сарай.. Не до снобизма, когда речь идет о жизни или смерти от голода и холода…Конечно, это очень серьезный и дискуссионный вопрос – человеческие потребности – и лучше его опустить. Да и не подходящее у меня сегодня настроение, чтобы открывать подобные дискуссии. Но если вы соскучились и изголодались по красоте, то сад Дженни Бутчарт – лучшее из лекарств. Я сейчас вся во власти воспоминаний о нем. Сколько таланта было у этой маленькой и хрупкой женщины, какой дар предвидения, и какая бездна вкуса! Конечно, ее сад – результат коллективного труда. Одной было бы невозможно воплотить в жизнь такой смелый замысел. Когда у нее возникла идея превращения старого карьера в сад, муж полностью поддержал свою жену. Со всей округи сюда завозилась земля, была проделана огромная работа по составлению разного вида ландшафтов, закупались семена и саженцы разных растений. Теперь в этих садах растет миллион их видов. Это просто чудовищная цифра, если понимать, что каждый вид представлен еще и разнообразными сортами. О красках и их сочетаниях я вынуждена умолчать. Я в который раз повторяю – ЭТО надо видеть. Иногда я думаю, хорошо или плохо то, что мне довелось побывать в этом саду? До поездки в Канаду я, к своему стыду, даже не знала об его существовании. Все-таки Канада на моей родине еще не ассоциируется с туристической страной. Многие мои соотечественники плотно застряли в Египтах и Турциях. Может, поэтому информация о достопримечательностях Канады так скудна. Если не считать Ниагарского водопада, о котором знают даже двоечники, открывавшие учебник по географии только перед школьным экзаменом. Увижу ли я что-нибудь прекраснее, чем сад Дженни? Не знаю. Может, и не увижу.

По тексту я употребляю то слово «сад», то «сады». И то и другое правильно, но с небольшой оговоркой. Центральным местом этого шедевра садово-паркового искусства является, без сомнения, Затопленный сад – тот самый бывший карьер. Он сейчас стоит у меня перед глазами, а руки беспомощно ищут подходящие буквы на клавиатуре, чтобы составить из них подходящие слова, но увы! Не только слов, букв не хватает.. Интересно, если бы я выучила китайский язык и знала несколько тысяч иероглифов, это помогло бы? Не уверена. Ни разу мне еще не было так трудно изъясняться.. Просто не знаю названий тех красок, которые есть на палитре у природы. Я видела сад в самом начале сентября, когда лето еще не хотело уходить, а осень уже настойчиво требовала своего присутствия. Поэтому даже листва на деревьях была многоцветная – летне-осенняя: ярко-зеленая и подернутая желтизной, оранжевая, красная, алая, багровая, лиловая и Бог еще знает какая. Цветы описать просто невозможно. Я не знаю, как надо любить растения и понимать их, чтобы они так цвели. Как будто это последнее цветение в их жизни, завтра – конец света, и они отдают все, на что только способны. Растения вообще самые благодарные существа и сторицей вознаграждают за заботу. И у них есть важное и неоспоримое преимущество перед людьми – они молчат..

Короче, цветы просто непередаваемой красоты. Эффект от их созерцания выражается во временном остолбенении. Все посетители периодически столбенеют, и никто не в силах здесь их разделить (по национальности, цвету кожи и вероисповеданию и т.д.). Разве что трезвенники пересматривают свое отношение к алкоголю, который, как ни крути, а иногда уместен... Дженни Бутчард объединила всех, хотя вряд ли ставила перед собой подобную цель.

В садах работает 36 садовников, которые прекрасно знают свое дело, думаю, что и без ландшафтных дизайнеров не обошлось. Иначе просто нельзя объяснить, как без их фантазии можно создать такие сочетания всего, что способно цвести. Причем, что интересно – цветы не экзотические, во всяком случае, для меня. Западная Канада и Украина находятся практически на одних широтах. У меня на родине большинство из них тоже есть, но тем разительнее отличие их состояния. Чтобы было понятно женщинам – это все равно, что в плане создания завлекательного косметического эффекта сравнивать тушь для ресниц раскрученного европейского бренда с сажей из печки. А чтобы было понятно мужчинам, приведу сравнение и для них. Правда, только мои соотечественники смогут оценить его. Есть автомобиль марки Запорожец и марки Бентли. У того и другого 4 колеса, двигатель, ну я не знаю, дворники на лобовых стеклах, да, вот еще что: и тот и другой передвигаются, но разница точно есть. Даже за руль садиться не обязательно.

А теперь снова в сад.. Одни из любимых цветов моего детства – львиный зев – у меня на родине принято считать чем-то вроде «статистов» на клумбе. Ничего особенного, незаметные цветочки, даже глаз за них особо не цепляется, если поблизости растут более крупные и яркие. И они же, но в садах Бутчарт… Крупные, бархатные, с сочными листьями, львиные мордочки просто улыбаются всем и каждому. То же самое можно сказать о петуниях, георгинах, астрах, герани, настурции и даже тривиальных бархатцах. Или бегонии. У нас они постепенно «выходят» из цветочных горшков и переселяются в открытый грунт. И в Киеве уже пытаются создавать из них красивые композиции, поскольку у бегоний в этом смысле почти неограниченные возможности. Но только теперь я понимаю, как могут выглядеть бегонии, когда им хорошо и комфортно живется. О всевозможных оттенках их окрасок я просто снова умолкаю. Но размеры! Я уже писала о гигантомании на американском континенте. Похоже, бегонии садов Бутчарт ее ярые поклонники. Ну, как можно сказать иначе, если размер цветка больше, чем ладонь взрослого человека? Вдруг подумала, что если этот мой рассказ прочитает какой-нибудь очумелый ботаник, который не может поехать в Канаду и убедиться в правоте моих слов, он точно проклянет меня. Хотя бы заочно. Ведь то, что я сегодня пишу, для такого человека просто жестокая дразнилка. Так что не буду особо изощряться. Тем более что слова здесь более чем бессильны.

В качестве своеобразного антуража в Затопленном саду для контраста оставлены отдельные составляющие бывшего карьера – старая заводская труба, вагонетка, что-то похожее на землечерпалку или как там оно может называться. Есть и фотографии из прошлой жизни этого карьера, и только с большим напрягом можно найти общее между старой грязной ямой и тем совершенством, которое видишь сейчас. И можно лишь представить, какой титанический труд был вложен в этот клочок земли, и продолжает вкладываться ежедневно. Даже не знаю, с чем сравнить… Ну, вот если бы кому-то в голову пришло пересчитать песчинки в пустыне Кара-Кум. Да и то, не очень удачное сравнение. Сады Бутчарт – воплощение осмысленного и вдохновенного труда людей, любящих и понимающих свое дело, а скучная «инвентаризация» даже невероятного количества чего бы то ни было – просто тошнотворная механическая работа, хотя и очень трудоемкая..

Кроме Затопленного сада, в этом безумствующем цветочном мире есть еще японский сад, итальянский сад и розарий. Да, еще и необыкновенные фонтаны! Нарочно не буду о них говорить, это мне не по силам. Хорошо, что у роз пик цветения уже закончился, иначе мне там бы и виски не помогло, хоть ведро его выпей. Розы – мои любимые цветы. Их сортов и оттенков тоже невообразимое количество, но розарий выглядел уставшим: и от безудержного летнего цветения, и от миллионов носов посетителей, которые непрерывно погружаются в розы и изрядно их истрепали. Запахи изумительные. И лучше я поеду песок в пустыне пересчитывать, чем буду пробовать описать запах этих роз.

Японский сад тоже уникален. Я никогда не была в Японии, хотя много читала об этой стране, ее истории и культуре. И когда я смотрела на японский сад – спокойный, скромный и умиротворяющий, то поняла – в Японию мне нужно срочнейшим образом, причем по делу – за восстановлением гармонии и душевного комфорта. Классический японский сад вообще обходится без цветов, если кто не знает. В нем деревья с причудливыми кронами, ручьи с поросшими травой берегами, маленькие деревянные мостики, скульптуры и камни. И все это замшелое от времени. В таком саду надо думать о вечном и в полном одиночестве. Но стоит пройти совсем немного – и попадаешь на праздник. Веселый, яркий, как фейерверк, итальянский сад резко контрастирует с японским. В нем все поет, и вам тоже хочется это делать, хотя бы внутренне.

В садах Бутчарт в любое время года прекрасно. Весной они отданы во власть тюльпанам, летом – розам, осенью больше всего бегоний - это местные фавориты. Не знаю, увижу ли эти сады когда-нибудь еще, но счастье увидеть их хотя бы раз в жизни. Из памяти они не уходят. Я это точно знаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий