четверг, 23 июля 2009 г.

Если вы еще не любите Лондон… (часть 2)


Вчера я как-то скомкано описала Хэмптон-Корт… А сегодня подумала: и зачем, собственно, комкать? Меня ведь никто не ограничивает ни в желании писать, ни во времени, которое я на это трачу… Поэтому я снова возвращаюсь к нему, причем. С большим удовольствием. Конечно, прежде всего, это место ассоциируется с королем Генрихом VIII. Утверждают, что именно здесь молодой Генрих бродил в отчаянии, томимый неразделенной любовью к Анне Болейн.. Этот романтический нюанс, для тех, кто о нем знает, придает особый шарм дворцу. Если при этом не думать, чем любовь короля аукнулась бедной Анне.. Замечу, что когда в Хэмптон-Корте малолюдно, очень легко представить себе события той далекой эпохи, особенно если вы видели фильм «Генрих VIII» с Рэем Уинстоном в главной роли.

Но дворец и его окрестности могут принести посетителям массу удовольствия чисто эстетического свойства, ведь далеко не все увлечены историей Англии. Сам дворец очень массивен и, я бы сказала, довольно импозантен, хотя бьющей по глазам роскоши, нет. Впрочем, все английские дворцы довольно скромны снаружи, что впрочем, не убавляет им величественности. Тем разительней контраст с их внутренним наполнением. Очень хочется в связи с этим рассказать еще о Виндзорском замке и Букингемском дворце, но я это сделаю позже. Что касается внутреннего убранства Хэмптон-Корта, то оно довольно скромное по сравнению с вышеупомянутыми сооружениями, если не считать просто ошеломляющего оружейного зала. И если кто-то захочет посетить все эти три дворца (особенно за одну поездку), то очень рекомендую сначала приехать в Хэмптон-Корт, затем осмотреть Виндзор и уже в качестве финального аккорда - Букингемский дворец. Тогда впечатления будут идти по нарастающей: все красивее и красивее, все роскошнее и роскошнее. Но это, конечно, только с эстетической точки зрения. Если посещать все эти дворцы, имея представление о событиях, которые происходили в их стенах (причем, событиях, зачастую оказывающих влияние на судьбы мира), интерес и захватывающее чувство соприкосновения с историей Британии сделает посещение каждого уникальным и ни на что не похожим.

Особое очарование Хэмптон-Корту придает великолепный парк. Он создан «по-французски», и это сразу бросается в глаза. Французский и английский стили садово-паркового искусства разительно отличаются друг от друга. Суть французского стиля в подчинении природы. Если везде царит геометрия, проложена масса посыпанных гравием дорожек, наверное, для того, чтобы можно было подойти к любому объекту и полюбоваться им, деревья и кусты подвержены особой замысловатой стрижке, клумбы разбиты строго симметрично, можно не сомневаться – здесь побывал последователь французской ландшафтной школы. Растения живут, что называется, «по уставу» - никакой самодеятельности. Французский садовник как бы говорит: «Посмотрите, ЧТО я могу сделать с природой».

В английском парке все с точностью до наоборот, ни малейшей навязчивости, а уж о насилии над природой и речи быть не может! Английский садовник никогда не будет вынуждать растения произрастать по «шнурку». В английском парке трудно найти симметрию. Деревья всегда в нем растут свободно, за ними только ухаживают. И такое впечатление, что они растут там, где им хочется. Вряд ли это так на самом деле, но впечатление именно такое. Клумбы и их цветочное наполнение, конечно, всегда продуманы, в зависимости от времени года, но явно видно, что растения не испытывают ни малейшего давления со стороны. Конечно, это взгляд дилетантский, но я ведь описываю не столько парковые стили, сколько ощущения, которые вызывает у меня их созерцание… К тому же парков видано-перевидано! Есть с чем сравнивать.

Парк вокруг Хэмптон-Корта, как я уже говорила, французский. Мне он очень понравился. И хотя я поборник свободы во всех ее смыслах и противник всяческого угнетения, даже растений (смеюсь), я не заметила никаких страданий с их стороны. Все они были в таком прекрасном состоянии, так безумствовали в цветении, что было видно – их можно не жалеть. Вот только невозможно представить, сколько нужно человеческих рук, чтобы парк ТАК выглядел. Однако газоны Хэмптон-Корта настоящие английские «аборигены» – густые, пышные, мягкие. Им можно петь многочасовые дифирамбы, но лучше всего по ним просто походить босиком, посидеть, а еще лучше – поваляться. Английские газоны мощнее воспринимаются на ощупь, хотя и глазу приятно до чрезвычайности. Кстати, по этим газонам беспрепятственно ходят (и активно пасутся) многочисленные дикие гуси. Вообще животных, в том числе, и птиц в Лондоне и его окрестностях, трудно назвать дикими буквально. К ним так трепетно относятся, так их оберегают, что непонятно, кто здесь главный – люди или их меньшие братья. Говорят, у животных отсутствуют выражения «лиц», поскольку у них нет мимических мышц. Зоологам лучше знать. Но посмотрите на гусей, уток, лебедей, голубей, белок и прочую живность в английских парках. Да на каждой морде застыло выражение благости и довольства! Все такие упитанные, ухоженные, непуганые… И без мимических мышц прекрасно обходятся, чтобы выразить свое в буквальном смысле нечеловеческое счастье.. А что до гусей Хэмптон-Корта, то они передвигались по газонам с таким достоинством, как если бы они были вхожи, как минимум, в палату лордов.

Кстати, на респектабельнейшей Парк-лейн не так давно установлен памятник животным, погибшим во время Второй мировой войны. Да, я не оговорилась, именно погибшим, потому что даже почтовых голубей ПРИЗЫВАЛИ на воинскую службу, через их хозяев, конечно. Это о многом говорит, правда? В первую очередь, о людях, которые захотели, чтобы такой памятник был.

При входе в Хэмптон-Корт можно купить план-схему его территории, но мне кажется, что можно обойтись и без нее. Тогда посетителю этого места гарантированы всяческие сюрпризы. Главное – не спешить. Например, огибая дворец и проходя мимо длинной живой изгороди из тиса, вдруг видишь отверстие в сплошной зеленой стене. Конечно же, сразу заглядываешь в него… И оказывается, что за этой изгородью прячется очаровательный маленький садик. В Хэмптон-Корте их два. Они называются запруженными садами (раньше на их месте были искусственные водоемы, теперь осушенные). Очарование этих маленьких оазисов красоты в большом оазисе невероятной красоты трудно передать словами. Но они прекрасно помещаются в объектив фотоаппарата, и их просто нельзя не сфотографировать.

Неподалеку от запруженных садов размещается королевский виноградник, который существует здесь много веков, и говорят, что местный виноград подают на стол самой королеве Елизавете II. Наверное, нет смысла говорить, что выглядит он тоже замечательно. Думаю, что если люди действительно любят свою работу, то результаты их трудов иначе выглядеть просто не могут. И, похоже, за Хэмптон-Кортом присматривают именно такие люди, не просто любящие его, а преданные ему…

В непосредственной близости от дворца расположен крытый, опять же, королевский теннисный корт, в котором любой желающий за чисто символическую плату может поиграть в теннис. А если идти по центральной аллее парка, то можно увидеть начало огромных и «действующих» охотничьих угодий, уходящих за горизонт… В огромном водоеме на их окраине я впервые увидела вблизи лебедей-подростков, тех самых Андерсеновских гадких утят – уже больших, но еще в оперении серого цвета. За ними присматривала раздраженная мамаша-лебедь и постоянно их одергивала, если они слишком близко, по ее мнению, подплывали к людям. Уж не знаю, как у нее это получалось, но трое ее великовозрастных птенцов слушались свою родительницу беспрекословно.

Посещение Хэмптон-Корта заняло у нас с подругой целый день, мы были там до закрытия. Уходили с глазами, наполненными красотами «до краев». На лондонскую электричку мы не спешили, решили еще осмотреться по сторонам, и зашли в городской парк. Парк был исключительно английским, тихим, спокойным и невероятно расслабляющим. Это было как раз то, что нужно. Вот сейчас попытаюсь найти сравнение…

Любой человек время от времени надевает «парадную» одежду. Если это мужчина, то это может быть смокинг, фрак или просто костюм от хорошего портного. Если женщина – то вечерний наряд, коктейльное платье и тому подобное в зависимости от обстановки и ее смыслового содержания. Вся перечисленная одежда может быть модной, стильной, красивой и даже эксклюзивной, но долго в ней находится сложно, поскольку она «обязывает». Хочется сменить ее на простую и удобную. Думаю, мужчины меня поймут, если я вспомню о галстуке. Я не раз видела, с каким остервенением они его снимают, когда уже можно это сделать. Так вот французский парк – это пышный парад, а английский – уют и расслабление. Мне не очень нравятся такие параллели - между одеждой и садово-парковыми стилями, оба они по-своему прекрасны и имеют своих почитателей, но другие параллели пока не проводятся. Впрочем, уверена, что всем будет легко понять, что имелось в виду.

Но и это было еще не все. Вот кто не читал «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома? Наверное, трудно найти такого человека. Эта книга сделала знаменитым Хэмптон-Кортский лабиринт. И мы его увидели. Он оказался «живой», т.е. состоял из живых изгородей изрядной высоты – не перепрыгнешь. Правда, мы заблудились совсем ненадолго (и были в восторге от маленького приключения), а еще не отказали себе в удовольствии понаблюдать за несколькими снующими в разные стороны туристами с раздраженными лицами, которым не удалось так быстро от него отделаться. Так что получилось, почти, как у Джерома.

Думала поставить точку, но мне вдруг пришла в голову мысль, которая просится быть высказанной, причем немедленно.

Описывая французский парковый стиль, я сказала, что растения в Хэмптон-Кортском парке не испытывают страданий. Большинству людей не приходит в голову связывать чисто человеческие эмоции и чувства с растениями. Но уже есть научно подтвержденные факты, которые говорят о том, что растения способны реагировать на отношение к ним. Оказывается, даже музыка благотворно влияет на их рост и развитие, правда, только спокойная и мелодичная. Я также лично знаю человека, который готов доказывать всем и каждому сомневающемуся (и при этом приводит кучу аргументов), что если некоторое время посидеть, прислонившись, к стволу дерева, то оно заряжает человека благотворной энергией. Но я не буду сейчас открывать дискуссию на эту тему. Хочу вернуться к слову «страдание» применительно к растениям.

С некоторых пор я не могу спокойно смотреть на деревья, изуродованные японским стилем бонсай. Да, именно изуродованные, поскольку эти несчастные карлики со вспученными корнями, искривленные, измученные ножом неутомимого садовника, пытающиеся выжить в плошке с минимумом почвы, вызывают у меня лишь острую жалость. Пусть кто-угодно скажет, что я ничего не понимаю в этом виде искусства, да на здоровье, я не обижусь. Но ведь для бонсая берут саженцы обычных деревьев и заставляют их подчиниться прихоти человека. У растений просто нет выбора. Да и можно ли серьезно говорить о возможности выбора применительно к этим бессловесным существам? Боюсь вызвать смех.. Для большинства из нас они, в первую очередь, источник пищи, или ценное сырье, древесина, например.. Ну, может быть, часть привычного пейзажа.. А то, что их красота способна смягчить даже зачерствевшее сердце, помогает расслабиться, привести в порядок мысли… многие об этом думают? Скорее всего, подсознательно ощущают, но вряд ли придают этому серьезное значение…

Не знаю, правильно ли я делаю, что рассказываю об этом, и, забегая наперед, хочу сказать, что не провожу никаких сравнений, о них и речи быть не может… Но когда я впервые увидела вблизи сосну, выращенную в стиле бонсай, я почему-то мгновенно вспомнила о старой книге для внеклассного чтения по истории средних веков, которую я прочитала, будучи подростком, и которая до сих пор храниться у меня дома. В одной из ее глав, посвященной средневековому Китаю, был рассказ о жуткой традиции, процветавшей в те времена. На потеху императора и его камарильи маленьких детей из бедных и бесправных семей искусственно превращали уродцев, просто для развлечения. Для этого было достаточно посадить малыша в фарфоровую вазу причудливой формы на несколько лет. Тело ребенка постепенно принимало ее очертания, поскольку нормально расти он не мог. Разве есть слова, которыми можно было бы в полной мере описать это чудовищное злодейство? У меня их нет…

В общем, ассоциативный тип мышления иногда вреден для здоровья, особенно для впечатлительных людей.

1 комментарий:

  1. А у меня Банзай вызывает ассоциацию с женской ногой зажатой в специальные деревянные туфли для того чтобы она не выросла большая, как это делали в Японии!

    ОтветитьУдалить