вторник, 28 июля 2009 г.

Кембридж – это … Кембридж или вход со двора на «фабрику джентльменов» (часть 2)


Когда я вспоминаю о Тринити и вижу его через призму рассказа случайного знакомого Дмитрия (которого нам, не иначе, как Бог послал), а также мысленно прохожу по его двору, внутренним помещениям, я уже не могу, как раньше, думать об этом колледже лишь как о престижном учебном заведении. В моем представлении Тринити – это семья. Причем, семья, которая знает свою родословную, бережет свое прошлое, в котором нет «белых» пятен, потому что здесь действительно никто не забыт. Ну, разве можно забыть тех, кем можно гордиться? Именно это ощущение не покидало меня во время всей прогулки. Но как нельзя атмосферу семьи передать набившей оскомину фразой типа «Семья – ячейка общества», так и о Тринити сложно рассказать в двух словах. Вдруг вспомнилась очень понравившаяся мне фраза, не помню где прочитанная, - «джентльмены предпочитают Тринити». Я так емко и кратко говорить не умею.
Мне о нем почему-то вообще трудно рассказывать: кажется, вот только-только подобрала нужные слова, еще немного усилий, и они появятся в виде стройных предложений, в которых мысли ясно сформулированы, но нет… Пальцы не успевают их набрать, потому что не получается контролировать воспоминания, которые струятся, как песок в песочных часах, а с ними приходят новые слова, а откуда-то из пространства - образы, ассоциации, я снова пытаюсь это все упорядочить, сержусь на себя, что плохо получается, снова начинаю все сначала… Иногда я думаю: «Ну и зачем мне все это? Кому понадобиться мой рассказ? Кто захочет читать, к примеру, хвалебную песнь английскому газону, «пропетую» при описании Хэмптон-Корта? Ведь люди так редко смотрят себе под ноги… И разве занятому современному человеку придет в голову вглядываться в беличью морду в каком-нибудь лондонском парке, чтобы рассмотреть, действительно ли по ней видно, что животное довольно жизнью? Ведь бред же полный!» Ну и так далее.. Не знаю точно, что останавливает этот мой махровый антиписательский пессимизм. Наверное, только осознание того, что все, что я пишу – правда.
Думаю, что труднее всего рассказать о том, что задевает тебя за живое.. А Тринити меня задел, да еще как задел. Да что говорить? Мне было достаточно всего часа, чтобы понять, что я просто влюбилась в него. Наверное, скептики скажут, что слово «любовь» здесь неуместно. Вот здесь готова поспорить. Когда я впервые увидела картины Клода Моне, было достаточно одной минуты, чтобы полюбить их, самого художника и все направление импрессионизма в изобразительном искусстве целиком. И я вовсе не преувеличиваю! Кстати, мы ведь особо не задумываемся о том, что глагол «любить» люди используют очень часто, но такая эксплуатация ему не во вред - это слово просто невозможно заездить, и оно никогда не станет банальным. К примеру, практически с одинаковым чувством (только в разном контексте) человек может сказать, например: «Я люблю своих родителей», «Я люблю мороженое с клубникой» или «Я люблю море». Глагол один и тот же, а существительные, к которым он относится, совершено разные и часто несравнимые по значению для человека, который сам же их и употребил. Ну и что? Да ничего особенного, просто трудно подобрать другое слово, чтобы выразить свое отношение к тому, что нам очень нравится, приносит радость или удовольствие..
Попробуйте очень быстро ответить на вопрос, что вы любите, и убедитесь сами. Если бы такой вопрос задали мне, то я бы сказала, что люблю детей, путешествия, жареную рыбу, сбрызнутую лимонным соком, рассказы О’Генри, актера Колина Ферта, новогодние праздники, кошек, цветы, горы, запах кофе и т.д. Да, все смешано в «кашу»! Но ведь просили ответить быстро. И это только начало бесконечного списка, все перечисленное я действительно люблю. Хотя разве можно сравнить смысл слова «люблю», если оно используется для выражения отношения к близкому человеку и к жареной рыбе? Смешно, да и нелепо к тому же. Но мы не задумываемся, и говорим, как говорим. Просто любовь – очень удобное и универсальное слово…
Все, срочно вылезаю из этих словесных дебрей и возвращаюсь к Тринити..
Сегодня начну с того, что Тринити – это огромное коммерческое предприятие, владеющее множеством разнообразных активов, которые приносят солидный доход. В колледже даже есть свой министр финансов. Можно сказать, что Тринити является общиной, в которой каждый студент, преподаватель, представитель администрации и т.д. имеют множество прав, льгот и привилегий. Это не означает, конечно, что в каком-то углу стоит большой сундук, к которому любому можно подойти и взять некоторую сумму денег. Примитивное сравнение… Однако, существует множество фондов, которые здесь созданы в самых разнообразных целях. Да и расходная часть финансов Тринити, наверняка огромна. Стоит только посмотреть внимательно и догадаешься: нужны огромные средства, чтобы обеспечить не только функционирование этого колледжа, но и уровень образования, который он дает. Ведь студентам предоставлено все самое лучшее. Я даже перечислить не смогу. Думаю, подробнее о структуре колледжа и о том, как она работает, можно почитать на его официальном сайте. И это очень интересно, поверьте.
А я хочу вернуться к тому, что меня поразило и оставило неизгладимый след в памяти… Я как-то говорила, что страна для меня - это, прежде всего, люди. О Тринити можно сказать так же. Находится в его стенах, осознавать, что здесь в свое время учились Френсис Бэкон, Альфред Теннисон, Уильям Теккерей, Джавахарлал Неру, отец королевы Елизаветы II (Георг VI), ее сын Чарльз, принц Уэльский, ее внук – принц Уильям, Алан Милн, и, конечно же, Исаак Ньютон… И не только учились (ходили на лекции, волновались перед экзаменами, как все), но и жили здесь, обедали в студенческой «столовой» (хотя это слово никак не подходит к одному из самых красивых зданий колледжа). Трудно поверить, что и ты вот сию минуту находишься здесь же, видишь то же самое, что видели они… В общем, мы с подругой были в состоянии какого-то временного отупения, потому что совладать с чувствами было невозможно, а уж и описать их тем более. Кстати, принадлежность к королевским семьям, если их отпрыски учатся в Тринити (впрочем, как и в других колледжах) вовсе не означает, что это особые студенты с кучей королевских привилегий. Правила одни для всех. Оставлю это замечание без комментариев, а то снова отвлекусь, причем конкретно.
Короче, Тринити полон призраков, но в хорошем смысле этого слова. И когда наш знакомый Дмитрий рассказывал о ком-то из великих выпускников, то не покидало ощущение, что все они незримо присутствуют здесь…
А ведь рассказы эти были совмещены еще и с прогулкой! И какой! Нам было разрешено зайти в парадную библиотеку Тринити, которую спроектировал величайший британский архитектор всех времен Кристофер Рен, тот самый который построил собор Святого Павла в Лондоне – одну из «визитных карточек» этого города. А сколько всего еще он успел построить за свою жизнь… Впрочем, об этом написаны тома. И я боюсь снова отвлечься.
Что же касается парадной библиотеки, то мне сейчас плакать хочется от досады, поскольку я опять не нахожу слов для ее описания. Да и отношение к книгам у меня трепетное с детства. У меня было такое ощущение, что здесь есть ВСЕ, что когда-то или кем-то было написано. Книги в этой библиотеке все очень старинные, вид у них музейный, но пользоваться ими можно свободно, как преподавателям, так и студентам. Впрочем, зачастую в этом нет необходимости, поскольку в Тринити есть и обычная и очень удобно устроенная рабочая библиотека, в которой книги выглядят попроще, как и в любой студенческой библиотеке, поскольку это современные издания. В рабочей библиотеке мы тоже были, и она на нас произвела неизгладимое впечатление. Дмитрий подвел нас к одному из стеллажей и сказал, что на нем «все древние греки», т.е. вся древнегреческая литература. ВСЯ И СРАЗУ! Мы задали наивный вопрос: «А что, студенты умеют читать это в подлинниках?» И услышали: «Конечно, умеют, если у них в программе есть этот предмет». Странным может показаться этот вопрос… Если не принимать во внимание тот грустный факт, что наличие книг в библиотеках ВУЗов у меня на родине вовсе не означает, что студенты знают их содержание, даже если они по предмету, который значится в программе обучения…
Но думаю, что в Тринити нельзя учиться плохо. Дмитрий сказал, что среди студентов первых курсов встречаются шалопаи, но это шалопайство длиться недолго – облагораживающее действие колледжа действует на всех, как прививка. Да и как может быть иначе? Кроме больших аудиторий в колледже есть и уединенные, где студент встречается с преподавателем «тет- а -тет». И вот представьте: комната со старинной, практически антикварной обстановкой в здании, которому не одна сотня лет, камин, стол, два кресла, вокруг книги.. Студент сидит напротив преподавателя.. Осознает, что в этом кресле (или «предшественнике» этого кресла), возможно, сидел студент Ньютон, студент Байрон или студент - будущий король Георг VI... Как-то неудобно, наверное, сказать что-то типа: «Дорогой сэр, я тут не доучил немножко, вчера был бокс по телику, а потом с ребятами завалились в паб пива выпить, так Вы уж помилосердствуйте, я потом пересдам Вашу физику». Лично у меня такая «картинка» не складывается..
А теперь хочу вернуться снова к парадной библиотеке. Дмитрий подвел нас к двум небольшим стеклянным витринам, покрытым красным бархатом. Отдернул тяжелую ткань на одной из них и сказал, что экспонатами этой витрины в Тринити страшно гордятся. Еще бы! В ней размещено первое издание услады детства миллионов детей не одного поколения – книжка про Вини-Пуха и его друзей, и рукопись автора этой книги – Алана Милна, который тоже здесь учился.
А во второй витрине мы увидели нечто другое. И я до сих пор помню, как не сразу поверила своим глазам, потому что не ожидала это увидеть. Под стеклом лежали личные вещи самого Ньютона: часы, блокнотик, испещренный формулами, который первоначально использовался для ведения записей его бытовых расходов, когда он еще был студентом, простая, почти необработанная палка, другие мелкие вещицы… Но больше всего меня поразило письмо Ньютона его научному «противнику» Гуку, датированное 1679 годом (могу ошибаться только в последней цифре). Личное письмо человека, значение трудов которого для науки настолько грандиозно, что никаких превосходных степеней для слов не напасешься, впрочем, как и самих слов… А почерк! Красивый, легкий, просто образец каллиграфии. Думаю, такой почерк может быть только у человека со светлейшей головой и ясными мыслями. Если представить (чисто теоретически, поскольку вряд ли это когда-нибудь случится), что содержимое второй витрины заполучил Британский музей, наверняка это были бы одни из самый ценных его экспонатов.
В парадной библиотеке нельзя было находиться долго, пришлось уйти, но по дороге к студенческой церкви Дмитрий продолжал рассказывать о Ньютоне. Ведь вся жизнь этого ученого всегда была связана с Тринити: он и учился здесь, и преподавал, и делал гениальные открытия, которые легли в основу всей современной науки. Представить только: человек открыл закон всемирного тяготения, которому подчиняется вселенная, масштабы всех его открытий в голове не укладываются, а мы стоим, онемевшие, под окном комнаты, где он жил, и слушаем рассказ Дмитрия, в котором Ньютона он нежно называет «наш Исаак Исаакович», и такое впечатление, что Исаак Исаакович просто вышел покурить и сейчас вернется.
В зале перед церковью Тринити-колледжа установлена прекрасная скульптура Ньютона, на которой написано: Qui genus humanum ingenio superavit (Разумом он превосходил род человеческий). И думаю, лучше, чем о нем написано в эпитафии на его могиле, сказать невозможно: «…Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».
И последнее. В парадной библиотеке фотографировать было нельзя, а в рабочей – можно. Я сделала снимок стола (правда, не очень четкий, спешила), от которого явно ненадолго отлучился какой-то неизвестный мне студент.. Книги, письменные принадлежности, очень тщательно начерченные графики в рабочей тетради, небрежно брошенный шарф и шапочка… У меня промелькнула мысль: «А вдруг этот мальчик, который с минуты на минуту вернется, тоже будущий великий ученый, которым будет гордиться Тринити?» Может быть, но мне уже не дано это узнать.
Это все, что я могу написать о том, что мне посчастливилось увидеть в Тринити. Я сразу честно предупредила, что часть воспоминаний и впечатлений оставлю только для себя, для «личного пользования». Прошу понять меня правильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий